История чайного дерева уходит корнями в глубокую древность, окутана легендами и мифами. Божественный Шэнь Нун (чье имя переводится как «Пахарь Духа»), пришедший в этот мир, чтобы научить людей использовать целебные свойства растений и возделывать почву (его появление относится к 2737 году до нашей эры), имел тело будто из прозрачного нефрита, поэтому сквозь кожу можно было видеть всё происходящее в его организме. Он пробовал разные травы и из 100 растений 72 нашел ядовитыми (в данном случае число сто является символическим обозначением полноты, а семьдесят два – завершенности временного цикла, например, в китайском календаре, где 72 пятидневки (юань) образуют 360 дней года). О лечебных свойствах чая предание сохранилось следующее. Однажды Шэнь Нун лежал под деревом, и с чайного куста ему в рот скатилась нагретая солнцем росинка. Он проглотил её, почувствовал прилив силы и бодрости и с тех пор употреблял чай как противоядие. После себя небожитель оставил фармакологический трактат «Шэнь Нун Бэнь Цао», который является самым древним трактатом по лекарственным растениям в Китае, и плуг для полевых работ. Так что китайские боги вполне реальны.
Лу Юй Лу Юй (733-804 гг.), первый в истории системный исследователь чая, живший при Великих Танах, почитается как один из трёх чайных божеств (ча шэнь). Он в совершенстве постиг Чайный путь и считается непревзойдённым мастером чая во всей Поднебесной.
Лу Юй родился в Фучжоу в Цзинлине (в настоящее время провинция Хубэй) в годы правления династии Тан (618-907 гг.). Он посвятил себя изучению чайного дела и результаты своих исследований описал в труде всей своей жизни – «Чайном каноне», первом в истории специальном трактате по чаю.
В 735 году, в 23-й год правления под девизом Кай Юань («Раскрытие начала»), его, трехлетнего подкидыша, нашли монахи чаньского монастыря Цзинлин Лунгайсы. Наставник Чжи Цзи погадал на Книге Перемен, чтобы выбрать ребёнку имя. Выпал знак Цзянь — «Постепенность», комментарий к которому гласит: «Лебедь постепенно приближается к суше, его оперенье можно использовать для ритуальных одежд». В соответствии с этими словами, мальчику дали фамилию Лу, что значит «лебедь», и имя Юй, «оперенье».
В Китае всегда было принято давать вторые имена и прозвища. У Лу Юя также было несколько имён. В летописях упоминаются его прозвище Хун Цзянь, «Постепенность Лебедя», второе имя Цзи, что означает «Быстрый», и другие имена: Цзин Линцзы, "Мудрец с Красивого холма", Сан Сюаньвэн, "Старец из Шелковичной рощи" и Дун Ганцзы, "Мудрец с Восточного холма".
Лу Юй учился Хуанцзюань Синдэ в монастыре, готовясь обрить голову и стать монахом - писал иероглифы, читал буддистские сутры, обучался приготовлению чая. Кроме того, он выполнял самую разную работу - мел землю, чистил отхожие места, пас коров, на шкурах которых писал бамбуковой палочкой иероглифы.
Когда мальчику исполнилось десять лет, он спросил у мастера Чжи Цзи: «У учеников Будды при жизни нет братьев, а после смерти нет потомства. А последователи школы Конфуция говорят, что есть три вида сыновней непочтительности, и отсутствие потомства — самая большая из них. Если уходить из семьи, то как же выполнить сыновний долг?»
В ответ на это наставник сказал: «Тогда тебе, Юй, нужно принять учение Конфуция».
Когда Лу Юю исполнилось двенадцать лет, он сбежал из Лунгайсы с группой бродячих артистов.
Впоследствии он написал три цзюаня (главы) анекдотических рассказов, описывающих его приключения в годы странствий.
В пятый год под девизом правления Тянь Бао (746 г. н.э.) губернатор Тай Шоу собрал в Ли Цзю людей на праздник. Актерское мастерство Лу Юя оказало на него столь сильное впечатление, что он подарил ему книгу стихов и направил с рекомендательным письмом в горы Хумэйшань к отшельнику Чжоу Фуцзы на обучение. Через шесть лет (752 г.) Лу Юй поблагодарил Чжоу Фуцзы и вернулся в мир, где познакомился с чиновником Цуй Гофу из министерства по ритуалам и управляющим в Цзинлине. Они стали хорошими друзьями, часто путешествовали вместе, пробовали воду из разных источников, пили чай и беседовали о литературе. В 13-й год Тянь Бао (754 г.) Лу Юй на подаренном друзьями осле отправился в горы Ба Шань, в местечко под названием Ся Чуань.
По дороге он собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои наблюдения. В 758 г. он прибыл в Шэнчжоу (в настоящее время провинция Цзянсу, город Нанкин) и поселился в монастыре Сяцзясы, посвятив всё своё время чайному делу. В 760 году из гор Сяцзяшань он отправился в Шао Си (в настоящее время провинция Чжэцзян, уезд У Си), где поселился в горах и стал жить «за закрытыми дверями», отшельником.
Там он писал свой «Ча Цзин» — «Чайный Канон».
Одевался просто, на ногах носил сандалии из лиан, гулял на природе в одиночестве, беседовал с крестьянами, собирал чай, пробовал воду в источниках, декламировал каноны и стихи. Уходил на рассвете и гулял до самого заката, без всякой цели бродя по просторам, ударяя посохом по лесным деревьям и играя с водой из потока. В общем, «вёл себя, как сумасшедший из царства Чу».
Танский государь Дай Цзун пытался назначить Лу Юя настоятелем монастыря Тайшансы или учителем литературы наследного принца. Однако в обоих случаях Лу Юй не явился на службу. Не ценил он ни власть, ни знатность, не уделял внимания богатству, любил природу и твёрдо придерживался справедливости.
В полном собрании сочинений танской поэзии есть стихотворение Лу Юя, где он говорит о себе: Не мечтаю о золоте и богатстве, Не мечтаю о кубках из белого нефрита, Не мечтаю попасть в столицу и прийтись ко двору, Не мечтаю на закате жизни моей войти в славу и знатность, А мечтаю снова и снова уйти к Западной реке, Где у города Цзинлина поселиться на покое.
Помимо «Ча цзина» он написал ещё много трудов. Текст «Вэнь юань ин хуа» в числе его творений называет «Оды четырёх печалей» и «Оды предрассветного неба».
Кроме того, ему приписывают три цзюаня «Отношениях подданных и государя», тридцать цзюаней «Объяснения об источниках», восемь цзюаней «Описания четырёх родов провинции Цзянси», десять цзюаней «Жизнеописания людей севера и юга», «Записки об Усинской истории чиновников» и три цзюаня «Гадания по снам». Когда Лу Юй жил в Цзиньсинтане в монастырях Тянь Лань и Лин Инь, он составил «Записки о горе Улиншань», которые, к сожалению, не сохранились.
Написанный им «Чайный канон» собрал в себе все научные и практические знания о чае, накопленные до танской эпохи, а также опыт самого Лу Юя. Как только «Ча цзин» стал известен, он получил всеобщее признание и удостоился высочайших похвал. Сунский Чэн Шидао в предисловии к «Ча цзину» утверждает: «Трактаты о чае начались с Лу Юя. Миру они стали известны после Лу Юя.
Он в совершенстве постиг чай. Также Лу Юй дал исчерпывающее описание изготовления чая, районов выращивания, качеств самого чайного листа. Собственно, многие чаи были обнаружены им самим».
Чжао Линь, управляющий округом Чаочжоу и друг Лу Юя, в тексте «Инь хуа лу» писал, что Лу Юй любил чай и изобрёл способ варки чая. Танский Ли Чжао, написавший «Дополнение к истории Китая», также называет Лу Юя самым известным мастером чайного искусства. Во многих классических трактатах говорится, что Лу Юй обладал чудесными способностями оценивать чай и воду.
Танский Чжан Юси в «Записках о приготовлении воды для чая» описал следующий случай. Во время императора Дай Цзуна правитель округа Хучжоу по имени Ли Цзи прибыл в Вэй Ян (в настоящее время провинция Цзянсу, город Янчжоу), где встретился с Лу Юем. Ли давно был наслышан о славе Лу Юя, испытывал к нему симпатию и поэтому отправился к нему.
«Я слышал, — сказал он, — что господин Юй хорошо варит чай и обрёл известность в Поднебесной. Говорят, вода из Наньлина обладает чудесными свойствами. Мы не можем упустить такой удачи. Давайте попросим господина Юя приготовить чай». И с этими словами он послал стражника, чтобы тот привёз из Наньлина воды.
Лу Юй приготовил инструменты и стал ждать.
Когда привезли воду, он зачерпнул её и сказал: «Похоже, что воду взяли у берега». Но стражник клялся, что доплыл на лодке до самой середины реки. Лу Юй промолчал и стал выливать воду в таз. Когда он вылил половину, то неожиданно остановился и сказал: «О! Отсюда пошла наньлинская вода!»
Тогда стражник, как громом сражённый, упал на колени перед Лу Юем и сказал: «Когда я набрал воды из Наньлина и поплыл к берегу, лодка сильно качалась, и половина воды вылилась. Но я хотел сделать как лучше и добавил воды у берега. Способность Ваша различать воду поистине имеет божественное происхождение. Как можно её таить?!»
И сам Ли, и другие стражники, и несколько десятков свидетелей пришли в восхищение. Тогда Ли спросил Лу Юя, какая вода в Поднебесной самая лучшая. Тот ответил, что лучшая вода в царстве Чу, а следующая — из Цзинь. Ли приказал писцам записать ответ Лу Юя, и так началась традиция передачи знания.
После смерти Лу Юй был возведен в статус ча шэнь — чайного божества, или ча сянь – чайного бессмертного, что также произошло в династию Тан. И до настоящего времени существует традиция ставить изображения Лу Юя рядом с чайными инструментами. Множество видов керамических статуэток Лу Юя продаются вместе с чайной утварью.
Владельцы чайных магазинов и чайных домов ублажают Лу Юя, ставя перед его изображением чашечку с чаем и возжигая благовония.
Отрывок из книги Путь чая. Автор - Бронислав Виногродский. © Авторское право принадлежит Чайному клубу ИСТ.